Страна: |
Япония |
Город/Нас.пункт: |
Киото |
Координаты: |
35°00.240N, 135°46.319E |
Дата обновления: |
03-12-2021 |
Категории: |
Искусство, музыка - Театр |
На карте |
Обычно японский театр Кабуки у нас ассоциируется с игрой на сцене актеров-мужчин. Но изначально было как раз наоборот - все роли исполняли женщины. Мало того - основателем первого театра Кабуки была женщина.
Первый театр Кабуки (歌舞伎 - пение, танец, мастерство) появился в 1603 году в тогдашней столице Японии Киото. Родоначальницей была Окуни из Идзумо (Идзумо-но-Окуни). Она родилась предположительно в 1571 году (точных подтверждений нет) и выросла в семье кузнеца Накамура Санэмон близ храма Идзумо тайся в префектуре Симанэ.
По традиции в те времена многие служили в храме. Вот и Окуни была "мико" - исполнительницей танца-молитвы. Другим обычаем было отправлять служителей храма по городам и весям с целью сбора пожертвований. В одно из таких путешествий и отправилась Окуни. Прибыв в Киото, она давала представления, в основном религиозного характера, чередуя их со сценками на бытовую тему. Окуни была красива, ее выступления пользовались популярностью и она решила домой не возвращаться а, как бы выразились в наши дни - "монетизировать" свой талант.
Получив финансовую поддержку от некоего Нагоя Сансабуро (история умалчивает - были ли их отношения чисто деловыми), она начала разрабатывать новый театр как альтернативу другим традиционным японским представлениям: "Но" (能 - мастерство, умение, талант) - церемониальному театру для элиты, и "Бунраку" (文楽) - кукольному театру. Ведь слово "кабуки" имеет еще один смысл - "нетрадиционный". В 1604 году на территории храма Китано была построена сцена для выступления. Труппа Окуни состояла только из женщин, которые исполняли как женские, так и мужские роли. Основу репертуара составляли комические сцены из повседневной жизни.
Постепенно выступления приобретали популярность, появлялись аналогичные труппы в других городах. И эта популярность сыграла злую шутку. Актрис Окуни подбирала отнюдь не скромного поведения. Представления частенько проходили в районе красных фонарей, и собиралась там пестрая публика - от простолюдинов до самураев и чиновников. Частенько вспыхивали потасовки и скандалы. В конце концов это надоело новой власти (в 1610 году в Японии утвердился сегунат) и в 1629 году онно-кабуки (женский) запретили.
Вместо женщин в театре стали выступать юноши, быстро освоившие мастерство предшественниц. Но нравственная сторона театра Кабуки не изменилась, скандалы продолжались, и в 1652 году участие юношей в представлениях также запретили. Из-за высокой популярности закрыть Кабуки полностью власти не решились, но выступать теперь в нем могли только зрелые мужчины.
Интересно, что гонения на театр Кабуки продолжались и после 2-й мировой войны - американские власти признали его не демократичным, большинство пьес было запрещено, новые пьесы подвергались жесткой цензуре и обязателен был перевод на английский.
В 2002 году, к 400-летию образования театра Кабуки в Киото был поставлен памятник его основательнице Идзумо-но-Окуни. Он находится на набережной реки Камогавана на входе в район гейш Гион, где среди чайных домиков находится театр Кабуки "Минами-дза". Его автор - скульптор Масаёси Ямадзаки. Он изобразил Окуни в момент выступления в мужской роли с самурайскими мечами.
Что касается самой Идзумо-но-Окуни, то следы ее после 1610 года теряются, нет ни одного письменного свидетельства после этой даты - что с ней стало, чем она занималась и когда умерла (называют 1613, 1640 и 1658 годы).