Регион: |
Московская область |
Район: |
Клинский |
Город/Нас.пункт: |
Клин |
Координаты: |
56°20.060N, 36°43.969E |
Дата обновления: |
18-11-2021 |
Категории: |
Растения - Грибы |
На карте |
На перекрестке улицы Папивина и Проезжего переулка в Клину есть фонтан, в центре которого - скульптура, известная как "Девочка-грибница". Фонтан как фонтан, скульптура как скульптура, коих много. Но история ее весьма интересна.
В 1893 году усадьбу Золино, что в десятке километров от Клина, купил сибирский золотопромышленник Дмитрий Чернядев. Сейчас там разруха, сохранилась лишь березовая аллея да запущенный парк с двумя прудами, а сам дом сгорел в лихие 90-е.
По одной из версий, местная деревенская девочка пошла по грибы в лес. Увлекшись, она была застигнута грозой и едва успела спрятаться под елью, где ее нашел сын хозяина усадьбы, гулявший по лесу с собакой. Мальчик проводил девочку в господский дом, где ее напоили чаем и отпустили в родную деревню.
В это время у Чернядева гостил известный скульптор Федор Каменский. Возможно, история с девочкой-грибницей так умилила их, что хозяин попросил Каменского запечатлеть ее в скульптуре. Через некоторое время в парке усадьбы появились две композиции: "Девочка-грибница" и "Мальчик-охотник". После революции 1917 года "Мальчик" куда-то сгинул, а "Девочка" дожила до наших дней.
По другой версии "Девочка-грибница" была отлита еще в XVIII веке на чугунолитейном заводе под Екатеринбургом. В Золино ее привез Чернядев, установив в память о дочке, которая ушла в лес за грибами и не вернулась.
Но все это не более чем красивые легенды. На самом деле идея скульптуры возникла еще в 1869-1870 годах во время кратковременного пребывания Каменского в России (в то время он жил в Италии), когда он, видимо, отвел душу на "тихой охоте" в лесах под Петербургом. Впервые скульптура (тогда еще в гипсе) появилась на публике 17(29) ноября 1871 года в Петербурге во время первой выставки Товарищества передвижников. На ней было выставлено 46 картин и лишь одна скульптура – наша "Девочка-грибница", тогда еще называвшаяся просто "По грибы".
Затем в начале 1870-х годов у Каменского случилась черная полоса: умерла жена, Академия художеств отказала ему в профессорском звании. А когда он узнал, что его "Девочка" оценена в 15 рублей, то возмутился и разорвал отношения с передвижниками. После этого скульптор эмигрировал в Америку, где жил в безвестности 20 лет.
В начале 1890-х годов кто-то из журналистов выдернул его из небытия и жизнь стала налаживаться - его пригласили на профессорскую должность в Американскую школу искусств в Нью-Йорке, он выигрывает конкурс скульптурных проектов для Капитолия в Канзасе, а в 1893 году становится руководителем художественного отдела русского павильона на Всемирной выставке в Чикаго.
Где-то в это время он побывал в России и договорился об отливке "Девочки-грибницы" на уральском Каслинском заводе. Одна чугунная копия поступила в имение Золино, а другая попала на Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1896 года в Нижнем Новгороде, где украшала вход в ажурный чугунный павильон Каслинского завода. Но настоящий триумф ее ожидал в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Там каслинский павильон произвел фурор и получил высшую награду – Гран-при и Большую золотую медаль. "Грибница" же была награждена Большой серебрянной медалью.
После революции в период разграбления всего и вся "Девочке" повезло - ее отвезли в Клин и установили у Торговых рядов. Говорят, что в 30-е годы в скверике у "Девочки-грибницы" любил прогуливаться Аркадий Гайдар, живший неподалеку. В 1990-е годы "Грибницу" начали воровать. Поэтому изготовили копию, а оригинал переместили в Краеведческий музей.
"Девочка-грибница" - неофициальный символ Клина, а местные называют ее ласково "Аленушкой".