Регион: |
Москва |
Округ: |
Центральный |
Метро: |
Белорусская |
Координаты: |
55°46.594N, 37°34.905E |
Дата обновления: |
15-03-2019 |
Категории: |
Искусство, музыка - Музыкальные произведения |
На карте |
Обычно мемориальные доски на зданиях посвящают выдающимся людям, проживавшим или бывавшим тут. Реже - посвященные какому-либо событию. Именно такой установили 6 мая 2005 года, в канун празднования 60-й годовщины Великой Победы, на фасаде Белорусского вокзала.
Он посвящен первому исполнению песни "Священная война", состоявшемуся 26 июня 1941 года здесь, на привокзальной площади, перед отъезжающими на фронт войсками. Дирижировал оркестром его создатель и руководитель, а также автор музыки Александр Александров. Этот момент и изображен на барельефе.
К сожалению, имя автора самого барельефа мне выяснить не удалось.
Некоторое время назад развернулась дискуссия по поводу авторства песни, вернее ее текста (авторства Александрова никто не оспаривает). Многие считают, что Лебедев-Кумач лишь немного подредактировал стихотворение преподавателя словесности в рыбинской гимназии Александра Боде, написанное в 1916 году в разгар 1-й Мировой войны:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война.
...
(Полный текст легко можно найти в интернете).
Дело даже дошло до суда, который постановил считать автором Лебедева-Кумача, хотя практически полная идентичность текстов очевидна.
Вопрос об авторстве - безусловно, очень важен. Но от себя скажу, что в данном конкретном случае еще более важно не "заспорить" и не забыть про тему самой песни и какую роль она сыграла в войне.
Этот барельеф - не единственное скульптурное изображение Александрова, дирижирующего оркестром - памятники ему установлены в Москве и Рязани.
А если пройти на перрон Белорусского вокзала, то там можно увидеть памятник другой великой песне - "Прощание Славянки".